Фрай — представитель отечественного книжного мэйнстрима, находящийся гдето посередине между теми авторами, которые издаются многотысячными (порой миллионными) тиражами, и теми, кто выпускает свои книги раз в пять лет малым тиражом (порой несколько сотен экземпляров). Встреча наша была обусловлена новым романом «Жалобная книга» и предстоящей встречей в клубе «Читать модно».
Чего хочет писатель?
Писатель — это такое невероятно болтливое существо, которое просто хочет выговориться. Есть большая доля горькой правды в том, что, утомив всех своих ближних и дальних друзей, автор остается в полном одиночестве, потому что ни у кого больше нет сил слушать из его уст по десятому разу продолжительное «одно и то же». И тогда это несчастное, затравленное, никому не нужное существо садится и начинает писать прозу. Проза — это бесконечное письмо самому себе, собственному двойнику. Существу, с которым есть взаимная любовь, при этом встретиться с ним невозможно.
Чего хочет писатель от читателя?
В процессе письма не хочется ничего. В процессе письма тебе абсолютно по барабану: есть ли читатель, а если он есть — это его личное горе. Потом, когда текст уже написан, он начинает жить своей жизнью: публикуется десятитысячными и всякими другими тиражами, либо выкладывается на сайте, куда приходит пять человек в месяц. Так вот, от читателя хочется, чтобы он, условно говоря, читал то, что написано. Я имею в виду, чтобы читатель читал то, что ты написал, а не какието свои измышления. Могу пояснить на ярком примере. У меня был очень популярный сериал про замечательный, волшебный город Еха. Так вот половина читателей называют этот город Эхо. Для меня это было шокирующей правдой о том, насколько человек видит не то, что написано. Кроме того, у меня есть такая телега: текст, если его очень долго читают и неправильно понимают, портится. Он от такого неверного употребления может потерять свою силу и стать полной фигней. Если носить шмотку, которая тебе не по размеру, то она рано или поздно порвется, полезет по швам, потеряет товарный вид. Кто знает, может, некоторые тексты за несколько тысячелетий до нашего рождения имели страшную силу и власть. А сейчас это просто литпамятники. Поэтому от читателя хочется, чтобы он просто читал те самые слова, которые написаны черным по белому.
Чего хочет писатель от издателя?
От издателя хочется следующего. Чтобы денег не воровали — это понятно. Я существо мало вменяемое, которое с миром либо дружит, либо не дружит. И я все так же проверяю по жизни: с этим дружу, с этим не дружу. Равно того же хочется от издателей. Чтобы это были люди, с которыми как минимум не противно, как максимум приятно дружить. И у меня так и происходит. У меня все издатели — друзья. Именно это меня связывает с «Амфорой», поскольку это люди, чьей дружбой я в какойто степени дорожу. Я не думаю, что у меня хватило бы вменяемости и юридической грамотности выстраивать наши отношения согласно какимто безумным бумажкам, которые нужно подписывать. Мне в этом смысле не то чтобы повезло или не повезло. И если происходит чтото не то, то возникает не профессиональный спор автора с издателем, а «Ну блин, чего ж вы, хлопцы?». Все почеловечески. Я пробовала работать с другими людьми, ничем хорошим это для меня не закончилось. И я уж както понимаю, что это не для меня. С «Азбукой» было известное дело. Украли кучу денег, чуть было не украли имя. И вполне возможно, что под именем Макс Фрай сейчас писали бы неизвестные дяди и тети. А мы бы бегали по судам.
Встреча с Максом Фраем состоится 17 декабря (среда) в РГПУ им. Герцена в кафе «Терраса» (4 корпус, Студенческий клуб). Вход свободный. По всем вопросам обращаться по адресу peretz@gaudeamus.spb.ru. Начало в 19.00. Павел ПЕРЕЦ
|