Отправить SMS
 
Мегафон
 
МТС
 
BeeLine
 
Tele2
 
SkyLink
 









Берегитесь джу­джу

Виктор — коммерческий директор галереи. В состав экспедиции он попал благодаря приглашению владельца «Абанту», опытного путешественника Максима Мартынова. Вместе с треть­им спутником, коренным русским, уже немало лет прожившим на африканском континенте, Максим и Виктор проехали по поселениям племен Замбии, Зимбабве и Малави, покупая и выменивая предметы быта и ритуальные артефакты. С какими испытаниями сталкивается современный Индиана Джонс, читай ниже!


Экстрим №1


Полтора века назад Африка предстала перед ее исследователем Давидом Ливингстоном прекрасной и жестокой страной, лишенной всякой цивилизации. И хотя с тех пор многое изменилось, в странах континента появился современный транспорт, университеты, музеи, библиотеки, даже небо­скре­бы, достижения западной технологии остаются чуждыми Африке. «Там, например, производят свои сигареты, — рассказывает Виктор. — И люди любят их курить. Но они прикуривают от спичек. И когда я протянул одному местному жителю зажигалку, он не знал, что с ней делать. А вид цифрового фотоаппарата или ноутбука вообще приводил его одновременно в шок и восторг». Ощущение культурного и климатического шока оказалось первым испытанием русских путешественников.


Выжить в Африке, не имея рядом человека, разбирающегося в местных законах, традициях и обычаях, практически невозможно. «Однажды мы издалека увидели, как на высокой горе местное племя совершает какой­то ритуал. И я свистнул. Тогда вся эта толпа бросилась к нам, явно без дружелюбных намерений. Пришлось тут же садиться в машину и срочно уезжать». Или другой пример. В Замбии еще два года назад было запрещено фотографировать на улицах. И сейчас, несмотря на отмену запрета, делать это опасно. Однажды у Виктора, сидевшего в машине, случайно сработала вспышка. Тут же к автомобилю набежала толпа возбужденных замбийцев. «Еле отвязались», — с видимым облегчением вспоминает он.


Экстрим №2


По словам Виктора, жители тех стран, в которых он побывал, очень медлительны и ленивы, даже в государственных учреждениях застать кого­то на работе можно только часов с двенадцати и до трех. И это заразно.  «Я был активным студентом, на конференциях выступал, но за месяц жизни в Африке начал тупеть, возникли трудности с выражением своих мыслей». И еще одна интересная деталь: «Все там какие­то сонные и все курят траву». Короче, в Африке построен наркотический коммунизм: почти все равны, никто не работает, а наркотики употребляются повсеместно. Все в Африку!


Экстрим №3


Состоял в том, что Виктор и его спутники постоянно рисковали попасть под обстрел. «Не надо думать, что все африканцы до сих пор бегают с копьями (хотя в глубокой провинции, конечно, и копья, и каннибализм сохранились). Как и двести лет назад, — рассказывает Виктор, — в Африке много дикарей, но это дикари, вооруженные вполне современным оружием (в том числе, и родными для нас «калашами»). Надо быть очень осторожным, особенно если ты — белый. Даже в достаточно дружелюбной Замбии могут убить просто, чтобы отнять рубашку. Что же говорить о Зимбабве, где к власти сейчас пришел диктатор, самыми жесткими методами выдворяющий иностранцев из этой страны. Или об Анголе, где только что закончилась кровавая гражданская война». Джип с путешественниками не раз останавливали вооруженные африканцы, причем не всегда было понятно, кто они — пограничники (а границы в Африке понятие условное), полицейские или подручные африканского батьки Махно. Но участия в местных разборках наши путешественники не принимали. Пронесло.


Экстрим №4


В Африке господствует жестокий голод. «Однажды в провинциальном поселке я покупал небольшую скульптуру, и африканец, продававший ее, предложил мне купить еще одну. Я ответил: «В другой раз». «Купите сейчас. — сказал он. — Иначе другого раза не будет, я умру». Приезжая в какое­нибудь селение, машина собирателей артефактов часто оказывалась облепленной плотной черной массой местных жителей, требующих купить хоть что­нибудь. Виктор показал мне видео, на котором он и его друзья вырываются из страст­ных объятий голодных африканских торговцев.


Продолжительность жизни там вообще невысока: все африканцы, которых Виктор видел, по нашим меркам — молодежь. Люди старше тридцати лет встречаются очень редко.


Экстрим №5


Опасность заразиться спидом и малярией. Западными представлениями о культуре сексуальных отношений местные племена не обременены. «Для них секс — это достаточно обыденная вещь, почти как завтрак», — емко определяет Виктор. Больных спидом здесь немало, а полная антисанитария в местных больницах делает возможность заражения весьма вероятной.


О малярии же Виктору известно не понаслышке. Заразившись ей в самый разгар экспедиции, Виктор вынужден был прервать путешествие и вернуться на Родину. Что может быть и неплохо, так как уже пора было заканчивать диплом.


Экстрим №6


Колдовство. В жизни африканских народов грань между реальным и мистическим в принципе размыта. «Купишь какую­нибудь маску, а через три года полетит и весь твой бизнес, и сам…» — комментирует Виктор. В уголовном кодексе Замбии, например, существует статья за колдовство. Виктор рассказывает, что во время их путешествия члену экспедиции, живущему в Африке, подсунули под сиденье машины фигурку джу­джу (что, собственно, и означает «колдовство»), вызывающую любовь к подчиненным. И это как раз после появления в его фирме нового менеджера.


Кстати, в разгар нашей беседы в галерее появился уроженец Демократической республики Конго с русской женой, дочерью и просьбой осмотреть выставку. Внимание посетителя привлекла одна фигурка джу­джу. Он сказал, что это фетиш, открывающий путь в мир духов и обладающий огромной мистической силой. «Зря вы здесь это поставили,— сказал он. — К таким вещам нельзя прикасаться. Это очень опасно». Виктор заверил меня, что это не так. Во­первых, на самом деле фигура символизирует совсем другое. А во­вторых, все экспонаты были еще в Африке проверены знатоками африканского колдовского искусства. Так что, бояться нечего.


Итог


В 1935 году Эрнест Хемингуэй, сравнивая Америку и Африку, написал, что первая была хорошей страной лишь во времена первых поселенцев. Теперь же его взор привлекает Африка, потому что только она сохраняет свою природную девственность. И, возможно, эта его мысль верна по сей день. Почувствовать дикое африканское очарование теперь можем и мы. Несмотря на все сложности, коллекция африканского искусства собрана, а галерея «Абанту» Максима Мартынова открыта и ждет своих посетителей. Там можно увидеть африканскую живопись, музыкальные инструменты, маски, фигурки воинов и даже троны вождей африканских племен. Пользуйтесь случаем — нигде, кроме самой Африки, вы ничего подобного не увидите .


Адрес галереи «Абанту»: ул. Декабристов, 34.                                                                                                Егор ЯКОВЛЕВ

назад обсудить в форуме»

     Свежий номер



читать
  Новости
  Статьи
  Архив
  Афиша
  Наши проекты
  Реклама
  Контакты
  Гостевая книга
  Чат
  Форум
  КВН-приколы

Архивы газеты Gaudeamus за 2001 год

Архивы газеты Gaudeamus за 2005 год

Рассылки Subscribe.Ru
Новый номер газеты Gaudeamus

Reveltime - лофты для вечеринок в Москве и Санкт-Петербурге